Интерактивное оснащение музеев Алтайского края
Потапов Максим Александрович,
Иванова Анастасия Дмитриевна,
Сафронов Андрей Владимирович,
Суворов Егор Юрьевич,
Заика Вадим Николаевич
Цели проекта
1. Привлечение внимания к экспозиции музея;
2. Получение полного объема информации об экспонате или выставке при индивидуальном посещении музея;
3. Сохранение исторической памяти;
4. Формирование культурной среды края.
Задачи проекта:
1. Изучить доступные технологии и отобрать оптимальные решения;
2. Изучить исторические и документальные материалы и найти способ их визуализации;
3. Изучить психологическое восприятие материала разными возрастными группами.
Методы
1. Вариативность подачи материала для разновозрастных посетителей;
2. Расширение способов подачи экспозиции;
3. Взаимодействие с историческими документами, фактами и экспонатами.
Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина
Инсталляция, главной особенностью которой является экспонат, печатная машинка «Москва», точно такой же пользовался сам В.М. Шукшин, и мультимедийная система. Благодаря современным технологиям, удалось создать симбиоз, при котором каждое нажатие клавиши на печатной машинке, тут же перехватывается и отображается на мультимедийной системе.
С помощью печатной машинки посетители музея могут как непосредственно набирать текст на бумаге, так и управлять видео контентом, который состоит из документальных фильмов о В.М. Шукшине и биографической справки, разбитой по временным отрезкам.
Набранный текст на машинке сразу же отображается на экране и напечатав интересующую дату, посетители могут просмотреть видеоролик, рассказывающий об этом периоде жизни.
В качестве сувенира, посетители музея могут получить лист бумаги, с напечатанным на печатной машинке текстом.
Алтайский государственный краеведческий музей
Двухсторонняя 65 дюймовая мультимедийная инсталляция, с интерактивной панелью управления на одной стороне и дублирующим экраном с другой, позволяющим демонстрировать контент широкому кругу зрителей.
В основу контентного наполнения вошли материалы, полученные в ходе конкурсного проекта «Дети XXI века о детях войны», и представляют собой видео – и аудио интервью с представителями поколения, имеющего статус «дети войны». Посетители музея с помощью интерактивной карты, могут выбрать интересующий район Алтайского края и просмотреть интервью участников конкурса.
Для привлечения внимания юных посетителей музея, в наполнение инсталляции вошли элементы геймификации. В двух имеющихся играх, детям предлагается представить себя на месте ровесников в годы Великой Отечественной войны и помочь им в разных бытовых ситуациях.
В первой игре необходимо бороться с холодом, подобрать одежду на улицу в условиях дефицита теплых вещей.
Во второй игре нужно собрать съедобные и лекарственные растения, избегая ядовитых, как это делали их ровесники в нелегкое военное время.
Python 3.7 – высокоуровневый язык программирования общего назначения. Используется для написания оболочки, отслеживающей действия посетителей (Нажатие клавиши печатной машинки или отслеживание координат нажатия на touch интерфейс) и передающей команды в медиа сервер по протоколу OSC.
Resolume Avenue – медиа сервер, позволяющий воспроизводить и обрабатывать фото и видеоматериалы в реальном времени. Использование готового медиа сервера позволяет существенно сократить расходы и время, отменяя затраты на разработку ПО с нуля. Главным критерием выбора медиа сервера, была возможность управление им из вне, с помощью протокола OSC. Изучение рынка показало полное отсутствие отечественного ПО подобного назначения и плана, а среди доступного, Resolume отличался конкурентно способной стоимостью и наличием необходимых возможностей.
Adobe After Effects и Adobe Illustrator для создания контентного наполнения. Видео и аудио файлы и текстовые материалы, представлены в яркой, красочной форме и сопровождены красивыми анимациями.
Krita – бесплатный растровый графический редактор с открытым кодом. Использовался для создания эксклюзивного визуального оформления игр. Для отрисовки персонажей, игровых объектов и фоновых изображений.
Программируемый midi-контроллер, для перехвата нажатия клавиш печатной машинки и передачи сигнала в программное обеспечение.
1. Добавление аудио, видео материалов, расширение экспозиции музея;
2. Добавление новых игровых механик;
Комплексы внедрены в музеи края.
В этом году, ситуация с пандемией не позволяет узнать точные данные о приросте посетителей музеев, но мировая статистика говорит о том, что людям интереснее посещать интерактивные выставки, поэтому внедрение таких технологий способствует привлечению посетителей.
Найдены решения для яркого и запоминающегося представления разнообразных аудио, видео и фотодокументов. Посетители могут самостоятельно получить разностороннюю достоверную информацию.
Разнообразная подача материала, исторические и документальные материалы, помогут расширить кругозор людей всех возрастов, а игровые механики привлекают даже самых маленьких посетителей, знакомя их с историей родного края.
Современные технологии совмещают исторические документы и экспонаты с красивым, ярким визуальным отображением, не исказив их и оставив центром экспозиции.
Социальная значимость – возможность использования данных инсталляций в образовательной среде, культурное и историческое просвещение посетителей музея.
Найденные технологические решения позволяют сократить финансовые и временные затраты на реализацию проекта в 2-3 раза.
Для музея это возможность привлечь новых посетителей, мультимедийные инсталляции позволяют добиться яркой подачи информации об экспонате или музейной теме, оставить в памяти больше впечатлений от посещения музея.
Интерактивные технологии позволяют донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории. Каждый может выбрать себе тот контент, который наиболее соответствует его интересам.
Мультимедиа-инсталляции могут стать неплохим подспорьем в рекламном и маркетинговом продвижении музея. В конкуренции за посетителя музеи участвуют в различных культурных мероприятиях и мобильные выставочные комплексы помогают сделать это участие более ярким и полным. Позволяют представлять музей во внешнем мире.