Проекты
Конкурсные проекты

Мобильное приложение «Чуйский тракт - туристский меридиан Сибири»


Тип участника:  Авторский/творческий коллектив
Полное наименование организации/физического лица/авторского или творческого коллектива:  Творческий коллектив сотрудников института математики и информационных технологий и института географии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
В лице (для организации или авторского/творческого коллектива указывается ФИО и должность руководителя):  Заведующего кафедрой информатики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Козлова Дениса Юрьевича
Интернет-сайт заявителя:  https://turtrakt.asu.ru/
Контактное лицо: ФИО:  Козлов Денис Юрьевич
ФИО всех участников авторского/творческого коллектива:  Заявитель - творческий коллектив сотрудников Института математики и информационных технологий и Института географии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» в составе:
1. Козлов Денис Юрьевич - заведующий кафедрой информатики АлтГУ
2. Дунец Александр Николаевич - проректор по научному и инновационному развитию  АлтГУ
3. Биттер Наталья Викторовна - заведующая кафедрой рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства АлтГУ
4. Крупочкин Евгений Петрович - заведующий кафедрой экономической географии и картографии АлтГУ

Идея и краткое описание ИТ-проекта: 

Разработано кроссплатформенное мобильное приложение для автотуристов, путешествующих вдоль Чуйского тракта от Новосибирска до Ташанты. Приложение снабжено навигацией. Включенное геопозиционирование на мобильном устройстве позволяет автоматически воспроизводить пользователю аудиовизуальную информацию о туристическом объекте, к которому турист приблизился на заданное расстояние (1,5 км). Оригинальная информация, фотографии и аудиозаписи с рассказом о 125 туристических объектах подготовлены коллективом сотрудников Института географии АлтГУ.

Приложение разработано с помощью языка программирования Dart в Flutter - фреймворке с открытым исходным кодом для создания мобильных приложений под Android и iOS. Мобильное приложение использует сервер, предоставленный АлтГУ, на котором развернут отдельный набор веб-приложений, решающих 3 задачи:

1) в случае, если пользователь использует ограниченную версию мобильного приложения на своем устройстве, то все необходимые данные о туристических объектах передаются на смартфон (или планшет) через интернет;

2) в случае, если пользователь, предполагая, что в процессе путешествия может пропадать интернет-соединение, решает загрузить  карты и аудиовизуальную информацию о туристических объектах на своё устройство, то серверное приложение предоставляет такую возможность;

3) отдельное веб-приложение предназначено для управления контентом: оно позволяет добавлять туристические объекты и аудиовизуальную информацию о них в перечень доступных для воспроизведения, а также производить редактирование этой информации.

Мобильное приложение решает социальную задачу популяризации туризма в регионах, по которым проходит Чуйский тракт (Новосибирская область, Алтайский край и Республика Алтай).

Приложение размещено в магазинах приложений и бесплатно доступно для скачивания из AppStore (под iOS https://apps.apple.com/ru/app/чуйский-тракт/id1670150517) и RuStore (под Android https://apps.rustore.ru/app/com.trakt.app), а также с сайта поддержки проекта https://turtrakt.asu.ru/.

Перечень решаемых задач: 

Разработанное мобильное приложение ориентировано на туристов, путешествующих на автотранспорте вдоль Чуйского тракта. Приложение специальным указателем отмечает на карте положение пользователя с помощь геопозиционирования. Оно способно предоставлять пользователям аудио-визуальный контент с информацией о туристических объектах, встречающихся в пути. В зависимости от настроек приложения эта информация может воспроизводиться автоматически по данным геопозиционирования или по запросу пользователя. Если пользователь предполагает, что при работе приложения всегда будет доступен мобильный интернет, то он может при первом запуске приложения выбрать минимальный вариант загрузки, если же предполагается, что в путешествии интернет может теряться, то лучше загрузить карты и туристические объекты.

Отдельный веб-сервис управления контентом позволяет добавлять туристические объекты и аудиовизуальную информацию о них в перечень доступных для воспроизведения, а также производить редактирование этой информации

Сайт проекта https://turtrakt.asu.ru/ предназначен для информационной поддержки проекта, также на нем доступна для скачивания версия приложения под Android

Описание функциональных возможностей и элементов проекта: 

Интерфейс мобильного приложения содержит:

1. Карты и указатель местоположения в соответствии с геопозицией, что позволяет автопутешественнику ориентироваться в пути, к услугам пользователя также возможность зуммирования на карте, масштабная линейка и значок компаса, нажатие на который возвращает фокус к текущей геопозиции.

2. Пленку туристических объектов, позволяющую производить обзор объектов и открывать модальное окно с аудиоплеером и аудио-визуальной информацией о достопримечательности;

3. Панель инструментов внизу экрана с 4 кнопками:

а)поиск (пользователь может найти интересующий его туристический объект, реализована «фильтрация на лету» по части введённого наименования)

б) возврат в основной экран приложения

в) избранное (пользователь может сохранить в избранное интересующие его объекты для быстрого доступа)

г) настройки (скрытая шторка настроек содержит кнопки для скачивания карт и туристических объектов, в случае, если, например, ранее использовалась минимальная версия приложения с мобильным интернетом, а теперь принято решение сделать доступным функционал приложения и в оффлайн-режиме. В настройках можно включить автоматическое скачивание туристических объектов, тогда объекты скачаются при следующем запуске приложения. В настройках можно выключить/включить автоматическое центрирование камеры карты на текущей геопозиции. При движении в транспорте предпочтительно, чтобы данная опция была активна. В настройках можно включить/выключить показ пленки объектов.)

Отдельное веб-приложение представляет собой систему управления контентом: оно позволяет добавить в доступные новый туристический объект, дать ему наименование, определить геопозиционирование, чтобы объект мог отображаться в мобильном приложении с этими заданными координатами, снабдить объект текстовым описанием, добавить графические файлы (фото) для иллюстрации и аудиозапись с рассказом о достопримечательности. Интерфейс этого веб-приложения реализован таким образом, чтобы наполнение контентом мог производить даже человек, не являющийся IT-специалистом.

Еще одна часть проекта - серверное (бэкенд) приложение, предназначенное для реализации информационного наполнения мобильного приложения. Серверное приложение в соответствии с запросами от мобильного приложения передает ему необходимые данные (карты, аудиовизуальную информацию, тексты и т.п.) 

Дата внедрения (в случае, если предполагается запуск проекта в эксплуатацию):  07.04.2023
Используемые платформы, средства разработки: 

Для бэкенд-части приложения:
Язык программирования Java и Spring Framework (Core, Boot, Data JPA, Security, MVC), библиотека Lombok, СУБД -PostgreSQL, набор инструментов для разработчиков API - Swagger,

Для фронтенда веб-приложения управления контентом географических объектов: библиотека React, язык TypeScript, библиотека Formik, инструмент для загрузки и кэширования данных RTK Query.


Для самого мобильного приложения:

Flutter - фреймворк для разработки кроссплатформенных приложений и язык программирования Dart. Для упрощения разработки дополнительно были использованы такие пакеты как Freezed, Injectable, GeIt, Dio, JsonSerializable, Logger. Основным средством управления состояниями приложения послужил Bloc. Для реализации географической карты применялся плагин Flutter_map.

В качестве среды разработки был использован редактор кода Visual Code в связке с Android Studio и Xcode, для сборки приложения под мобильные платформы Android и iOS

Стоимость разработки системы:  1 500 000 рублей
Средний размер ежегодных затрат на эксплуатацию:  40 000 рублей
Перспективы развития: 

Особенностью разработанной системы управления контентом является значительная гибкость и адаптируемость к вводимым сведениям. Это позволяет относительно легко реализовать приложение для другой географии.

Текущую версию программного продукта можно расширить за счет добавления элементов дополненной реальности, что позволит адаптировать приложение не только для автотуризма, но и для пешего туризма.

Достижение поставленных целей: 

Работа по проекту включала в себя 3 этапа, которые удалось в полной мере реализовать: подготовительный (исследовательско-полевой), основной и заключительный.

На первом этапе проекта для сбора и актуализации данных о туристских объектах использовался экспедиционный (полевой) и камеральный методы, а также методы наблюдения и описания, включающие оригинальные фотографии и записи аудио- и видеоматериалов.

Для сбора и актуализации материала совершены выезды на объекты, расположенные на протяженности Чуйского тракта.

На втором этапе велась разработка мобильного и серверного приложений, а также системы управления контентом. Произведена разработка и запуск мобильного приложения на платформе Flutter. Контент и карты были загружены на сервер.

Третий этап включал в себя полевое тестирование приложения, к которому помимо коллектива разработчиков были привлечены потенциальные потребители мобильного приложения.

Социальная значимость и/или экономическая эффективность (в зависимости от типа проекта): 

1. Проект способствует консолидации сил и стремлений той части российского общества, которой интересны география, краеведение и туризм.

2. Предлагаемые веб-сервисы и мобильное приложение будут способствовать организации активного участия общества в формирование этики ответственного отношения к окружающей среде, т.к. сохранение природы и соблюдение правил культурного поведения – это базовые принципы любого туриста.

3. Приложение будет способствовать популяризации природного и культурно-исторического наследия, общемировых и национальных географических, экологических, этнографических сведений, как предмета национальной гордости посредством массового и бесплатного распространения разработанного продукта (мобильного приложения) и его продвижения в СМИ и в сети интернет;

4. Проект способствует привлечению широкого внимания общественности к уникальным историко-культурным и географическим объектам Алтайского региона и Новосибирской области для интенсивного развития внутреннего и международного (Монголия, Китай и др.) туризма в России.

Актуальность, экономическая или социальная полезность: 

Приложение ориентировано на туристов, путешествующих вдоль Чуйского тракта, входящего в десятку самых живописных дорог на планете. В период летнего туристического сезона эта трасса пользуется огромной популярностью - в сутки по ней проезжает до 43 тысяч автомобилей. Мобильное приложение способствует популяризации автотуризма и работает даже в местах, где нет связи - для этого при первом запуске нужно загрузить карты и туристические объекты. Мобильный путеводитель фактически является основой хорошего национального туристского маршрута, он связывает регионы Сибири, по сути - это платформа, куда можно добавлять дополнительную информацию.

Русское географическое общество поддержало этот проект, он также высоко оценен туристским сообществом.

Адаптивность, стилистическое единство всех функциональных блоков:  Мобильное приложение разработано с учетом современных требований к дизайну, оформление элементов интерфейса выдержано в едином стиле.  Приемы работы с представленным мобильным приложением интуитивно понятны пользователю. Реализована адаптируемость приложения к различным типам и размерам мобильных устройств.


Масштабируемость, способность к взаимодействию с другими системами, мобильность:  Выстроена логичная цепочка взаимодействия 3 компонентов проекта: веб-приложение, представляющее собой систему управления контентом, позволяет загрузить данные о туристических объектах на сервер, серверное приложение пересылает необходимые данные по запросу мобильного приложения. Поскольку  система управления контентом может позволяет создавать записи о туристических объектах любой локализации, то представляемое приложение легко может быть тиражируемо для других регионов. 
Обоснованность применяемых проектных решений:  Выбор используемых инструментов разработки основывался на следующих доводах:
1) Фреймворк Flutter является кроссплатформенным и позволяет значительно упростить и ускорить процесс разработки мобильного приложения под Android и iOS.
2) Плагин Flutter_map для географических карт является свободно-распространяемым, что важно в рамках бюджета проекта. Так, например, внедрение Яндекс-карт стоило бы 120000 руб. в год.
3) PosgreSQL зарекомендовала себя быстрая и надежная система управления базами данных.
4) Выбор для реализации веб-сервисов, с которыми взаимодействует мобильное приложение,  языка программирования Java и веб-сервера Nginx обусловлен их известной высокой надежностью и способностью устойчиво работать в режиме высокой нагрузки.
Оригинальность, новизна, отличие от аналогов либо отсутствие аналогов:  Приложение сочетает в себе навигационные возможности с оригинальным информационным наполнением (описание туристических объектов, аудиозаписи, рассказывающие о них, и фотографии - подготовлены коллективом института географии АлтГУ). Аудиозапись и слайдшоу, привязанные к туристическому объекту, автоматически начинают воспроизводиться, когда мобильное устройство оказывается на расстоянии 1,5 км по данным геопозиционирования от достопримечательности. Таким образом, мобильное приложение фактически является гидом-собеседником, в нужный момент обращающим внимание автотуриста на тот или иной туристический объект.
Соответствие дизайн-решения целевой аудитории:  Как правило, автомобилист в путешествии закрепляет смартфон на удерживающем приспособлении и обращается к нему лишь по мере необходимости. Соответственно, экран смартфона через некоторое время гаснет, смартфон "засыпает", многие приложения при этом также перестают работать, переходя в спящий режим. При разработке представленного приложения возможность такого сценария была учтена, приложению не позволяется переходить в спящий режим, на экране отображается текущая геопозиция, при приближении к целевому туристическому объекту автоматически начинают воспроизводиться соответствующие аудиозапись и слайдшоу.


Мобильное приложение разработано с учетом современных требований к дизайну, оформление элементов интерфейса выдержано в едином стиле.  Приемы работы с представленным мобильным приложением известны, либо интуитивно понятны пользователю. 
Юзабилити и полезность: 

Приложение ориентировано на туристов, путешествующих вдоль Чуйского тракта. Мобильное приложение работает даже в местах, где нет связи - для этого при первом запуске нужно загрузить карты и туристические объекты. 

Отдельный веб-сервис управления контентом фактически  - это платформа, куда можно добавлять дополнительный контент, увеличивая перечень доступных в мобильном приложении достопримечательностей. Интерфейс этого веб-приложения реализован таким образом, чтобы наполнение контентом мог производить даже человек, не являющийся IT-специалистом.

Русское географическое общество поддержало этот проект, он также высоко оценен туристским сообществом.

Гарантирую достоверность предоставленной в заявке информации. Подтверждаю, что организация не находится в состоянии ликвидации, банкротства, реорганизации (Только для организаций):  Да
Презентация проекта pdf:  Загрузить
Возврат к списку
нет доступа к комментариям Авторизоваться