Информационная инфраструктура психологической помощи родительству в Алтайском крае
В связи с нестабильностью и рискогенностью современной жизни, наполненной кризисными и стрессовыми ситуациями у родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, увеличивается потребность в специализированной психолого-педагогической помощи по вопросам их воспитания, развития и социальной адаптации.
Идея настоящего проекта заключается в создании информационной инфраструктуры, направленной на предоставление качественных психолого-педагогических услуг семьям, воспитывающим, как нормотипичных несовершеннолетних детей, так и детей с особенностями в развитии в условиях кадрового дефицита специалистов указанного профиля в Алтайском крае.
- Повышение доступности и качества психологической, логопедической, дефектологической помощи семьям с несовершеннолетними детьми (бесплатное психологическое консультирование родителей в каждом муниципалитете края – сеть консультационных центров);
- Повышение профессионализма педагогов-психологов края;
- Пропаганда позитивного и ответственного отцовства и материнства, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Информационная инфраструктура включает следующие компоненты:
1. Сайт Алтайского краевого центра ППМС-помощи с методическими пулами для психологов, логопедов и дефектологов системы образования https://ppms22.ru/
- региональный навигатор психолога по профилактике антивитального поведения https://psynavigator.22edu.ru/preview/2850fad3519628e381ccb1590d73ba78/
- региональный навигатор психолога по формированию психологически безопасного образовательного пространства https://psysecurity.22edu.ru/
- региональный навигатор начинающего педагога-психолога;
- региональные этапы Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» и «Учитель-дефектолог России» https://ppms22.ru/educator/konkurs-profilakticheskikh-programm-2023/
- региональный ресурсный центр «Опека и попечительство» https://ppms22.ru/rrc/
- региональный ресурсный центр по работе с детьми с аутизмом (РРЦ РАС) https://ppms22.ru/rrts-ras/
- региональная Служба помощи детям после кохлеарной имплантации (Служба КИ) https://ppms22.ru/ski/
2. Портал для родителей «Развитие детства» https://xn-------43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai/ с информационно-просветительскими и образовательными пулами для родителей:
- система взаимодействия специалистов с родителями (Служба консультирования родителей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», кинофорум, онлайн-клуб «Рука в руке») https://xn-------43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai/consultant/
- образовательный видеоконтент (видеоконсультации, видеогиды, вебинары, дайджесты) https://xn-------43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai/video/
- система тестирования (кейсы) https://xn-------43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai/case/
- система навигации контактов специалистов в системе образования, социальной защиты, здравоохранения с географической привязкой к муниципальным образованиям (интерактивная карта) https://ppms22.ru/specialists/
3. Аккаунты в соцсетях («Телеграмм-канал», «ВКонтакте», «Одноклассники») на платформе Госпаблик для оперативного информирования населения о возможности получения актуальных для них психолого-педагогических услуг https://t.me/ppms22
https://vk.com/public218610275
https://ok.ru/group/70000001648905
4. CRM-форма для постановки задач специалистам Алтайского краевого центра ППМС-помощи по вопросам оказания услуг родителям в соответствии с их запросами и потребностями.
Bitrix, NetBeans, GIMP
Создание межведомственной базы узких специалистов и увеличение количества родителей, пользующихся услугами информационной инфраструктуры центра, создание психологического пространства для подростков края.
Информационная инфраструктура повысила доступность и качество психологической, логопедической, дефектологической помощи семьям с несовершеннолетними детьми в соответствии с задачами, определенными нормативными документами:
- План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России 20.05.2022 № СК-7/07вн;
- статья 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Методические рекомендации ООО «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Министерства просвещения РФ «Развитие дистанционной информационно-просветительской работы с родителями для организаторов родительского просвещения». – Москва, 2019.
Проведена большая подготовительная работа:
2020 год – представлен опыт на Всероссийской конференции для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения в современных условиях» по теме: «Информационное освещение деятельности центра ППМС-помощи через работу информационного сайта, портала для родителей и социальных сетей»;
2021 год - опыт работы центра представлен на ХIII Межрегиональной научно-практической конференции им. И.К. Шалаева «Управление инновационными процессами в образовании: профессиональное развитие менеджера системы образования в современном организационном контексте», тема выступления: «Информационные ресурсы для руководителя образовательной организации»;
2022 год – результаты работы портала для родителей Алтайского края «Развитие детства» представлены на краевом конкурсе «Лучшие проекты информатизации на Алтае имени В.И. Берегового» - 3 место;
2023 год – осуществляется онлайн-запись на консультации для родителей.
Главная цель проекта - создание информационных ресурсов в Алтайском крае, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания детей.
Таким образом, в Алтайском крае выстроена комплексная система работы по повышению доступности и качества психологической, логопедической, дефектологической помощи семьям с несовершеннолетними детьми.
Созданы условия для получения своевременной качественной психологической, логопедической, дефектологической помощи семьям с несовершеннолетними детьми.
Это позволяет решать следующие вопросы:
- недостаточный уровень повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах образования и воспитания с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей;
- недостаточная пропаганда позитивного и ответственного отцовства и материнства, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений и
консолидации ресурсов государственных и некоммерческих организаций, бизнес-структур в создании единого информационного пространства для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
- необходимость очного обращения к специалистам по вопросам консультирования и проведения занятий и консультаций с детьми
Идея настоящего проекта заключается в создании информационной инфраструктуры, направленной на предоставление качественных психолого-педагогических услуг семьям, воспитывающим, как нормотипичных несовершеннолетних детей, так и детей с особенностями в развитии в условиях кадрового дефицита специалистов указанного профиля в регионе.
Востребованность – в Алтайском крае самое большое количество населенных пунктов, 99,4% из которых – сельские. Преобладание сельских поселений предполагает активное использование таких форм работы с семьями, имеющими детей, как дистанционное.
Актуальность - наличие комплексной системы актуализирует необходимость проведения широкой информационно-разъяснительной деятельности, направленной на доведение до получателей услуг (родители края) информации об их возможностях обращаться за получением услуг и поддержку инициатив родительских сообществ, НКО, направленных на конструктивное вовлечение родителей Алтайского края (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс.Инновационность и технологичность реализуется через компиляцию эффективных подходов и методов оказания специализированной психолого-педагогической помощи родителям с учетом на имеющийся региональный кадровый потенциал психологов, логопедов и дефектологов.
Отсутствие в системе образования Алтайского края единой комплексной информационной инфраструктуры, направленной на предоставление качественных психолого-педагогических услуг семьям, воспитывающим, как нормотипичных несовершеннолетних детей, так и детей с особенностями в развитии в условиях кадрового дефицита специалистов указанного профиля в Алтайском крае.