Проекты
Конкурсные проекты

Интерактивная визуализация общедоступной информации инструментами BI-аналитики


Тип участника:  Авторский/творческий коллектив
Полное наименование организации/физического лица/авторского или творческого коллектива:  Авторский коллектив Министерства экономического развития Алтайского края
В лице (для организации или авторского/творческого коллектива указывается ФИО и должность руководителя):  Ерохина Алексея Викторовича, заместителя министра экономического развития Алтайского края, начальника управления инновационного развития и кластерной политики, руководителя цифровой трансформации
Интернет-сайт заявителя:  econom22.ru
Контактное лицо: ФИО:  Брицева Наталья Александровна
ФИО всех участников авторского/творческого коллектива: 
Ерохин Алексей Викторович, заместитель министра экономического развития Алтайского края, начальник управления инновационного развития и кластерной политики, руководитель цифровой трансформации
Нагорнов Андрей Алексеевич, начальник отдела информатизации Министерства экономического развития Алтайского края
Брицева Наталья Александровна, заместитель начальника отдела информатизации Министерства экономического развития Алтайского края
Горбунов Сергей Михайлович, главный специалист отдела трансфера и коммерциализации технологий управления инновационного развития и кластерной политики Министерства экономического развития Алтайского края
Идея и краткое описание ИТ-проекта: 

Визуализации интересующей граждан информации региональные органы исполнительной власти готовят регулярно. Зачастую это графики, диаграммы и инфографика, сопровождающие текстовый доклад в виде иллюстраций или презентации. Они представляют уже обработанную, агрегированную информацию в статичном виде и не позволяют пользователю самому заняться анализом исходных данных в интересующих его разрезах.

В то же время, на уровне федерации активно развиваются информационные ресурсы, включающие интерактивные панели для пользователей, с детализацией информации до субъектов Российской Федерации (например, ЕМИСС, ГАС «Управление).

Этот опыт необходимо масштабировать до уровня регионов, поскольку предоставленный доступ заинтересованной общественности к данным в виде, позволяющем делать собственные выводы, положительно влияет на уровень информационной открытости региона и доверия граждан.

ИТ-проект нацелен на внедрение в работу Министерства экономического развития Алтайского края инструмента BI-аналитики, позволяющего разрабатывать для публикации в открытом доступе интерактивные информационные панели (дашборды) по социально-экономической ситуации в регионе.

Инструмент BI-аналитики должен обладать следующими свойствами:

- иметь низкий порог входа для овладения навыками использования;

- принимать для обработки данные множества популярных форматов (xls, csv, xml и т.д.);

- позволять сотрудникам министерства без навыков программирования и знания языка запросов создавать дашборды, размещать на них элементы (индикаторы, графики, картографические данные), определять фильтры, устанавливать зависимости данных;

- создавать прямую ссылку для публикации дашборда и коды для вставки дашборда в другие информационные ресурсы (например, на официальный сайт региона или СМИ);

- позволять пользователям дашборда получать агрегированные данные в нужных разрезах по представленным показателям, с возможностью получения исходных открытых данных.

С июля текущего года авторским коллективом Министерства экономического развития Алтайского края совместно с ООО "Экспертно-аналитические системы" на основе соглашения о реализации пилотного проекта, внедряется в работу министерства платформа для анализа массивов данных внешних источников и их публикации в открытом доступе. В качестве внешних источников выступают базы данных ведомственных информационных систем. Совместно с разработчиками достигается цель создания отечественного программного продукта, отвечающего реальным задачам органов исполнительной власти по взаимодействую с гражданами на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Перечень решаемых задач: 
Задачи Министерства экономического развития Алтайского края как органа исполнительной власти:
- участие в реализации государственной политики по развитию информационного общества, в том числе подпрограммы "Информационное государство" государственной программы "Информационное общество";
- реализация плана цифровой трансформации министерства;
- внедрение в работу министерства цифровых инструментов:
ускоряющих обработку, анализ и публикацию информации, интересующей граждан региона;
снижающих трудозатраты сотрудников по подготовке информации для анализа и принятия управленческих решений.
Технические задачи по подготовке интерактивных информационных панелей:
- сбор, хранение, консолидация данных;
- подключение внешних источников данных различных исходных форматов;
- трансформация данных;
- визуализация данных;
- публикация.
Описание функциональных возможностей и элементов проекта: 
ИТ-проект представляет собой информационную платформу, развернутую на серверных мощностях Министерства экономического развития Алтайского края.
Платформа включает в себя сервис корпоративного хранилища данных и сервис для создания аналитических отчетов и интерактивных динамических информационных панелей (панелей индикаторов, дашбордов).
В качестве основы для корпоративного хранилища данных используется реляционная СУБД PostgreSQL.
ИТ-проект располагается по адресу: digital.econom22.ru

Сервис корпоративного хранилища данных работает со множеством типов источников данных:
▪         реляционные СУБД (MS SQL Server, MySQL, PostgreSQL, Oracle, Firebird, MS Access, SQLite, IBM DB2, Informix, Sybase, Terradata DataBase);
▪         нереляционная СУБД (MongoDB);
▪         REST (OData);
▪         Google Cloud (Firebase, BigQuery, Google Analytics);
▪         файлы (CSV, DBase, Microsoft Excel 2007-2019, Google Sheets, JSON, XML, YAML, GIS Data);
▪         другие типы источников данных (ODBC, OLAP, RSS).
Поддерживает операции преобразования (трансформации данных):
▪         замена строковых данных;
▪         сортировка данных;
▪         фильтрация данных;
▪         объединение данных;
▪         удаление части данных.
Сервис создания аналитических отчетов (генератор отчетов) предназначен для визуализации и анализа данных. Позволяет:
создавать неограниченное число дашбордов и категорировать их, создавать многоэкранные дашборды с переходами между ними;
▪ разграничивать доступ на основе ролевой политики;
▪ публиковать дашборды;
▪ просматривать дашборды в браузере без установки дополнительно программного обеспечения (такого как Adobe Flash, Microsoft Silverlight или любые плагины для браузера);
▪ адаптировать дашборды для любого устройства и разрешения экрана;
▪ осуществлять экспорт аналитических отчетов в файлы популярных форматов (Microsoft Word (DOCX), Microsoft Excel (XLS, XLSX), Microsoft PowerPoint (PPT), Microsoft XPS, Open Document Format (ODT, ODS), RTF, HTML, PNG, BMP, GIF, JPEG, PCX, TIFF, EMF, SVG, SVGZ).




Дата внедрения (в случае, если предполагается запуск проекта в эксплуатацию):  01.07.2021
Используемые платформы, средства разработки: 
Для функционирования ИТ-проекта требуется виртуальный сервер с минимальными характеристиками:

-        64-разрядный процессор (4 потока, 2,1 ГГц);

-        оперативная память: 16 Гб;

-        суммарная эффективная ёмкость накопителей информации: 50 Гб;

-        сетевая карта: 100 Мбит/с.;

-        операционная система: Linux (ядро версии не ниже 4.19);

-        сервер базы данных: PostgreSQL (версии не ниже 11.12).

В бэкенде архитектуры цифрового решения: ASP.NET Core, PostgresQL, Bootstrap.
Стоимость разработки системы:  при приобретении после успешного завершения пилотного проекта начальная цена составит 150 тысяч рублей
Средний размер ежегодных затрат на эксплуатацию:  30% стоимости приобретения
Перспективы развития:  ИТ-проект актуален для внедрения в большинстве ОИВ региона и в муниципальных органах власти для решения аналогичных задач, а также для анализа данных в целях обоснования управленческих решений. Цифровой продукт легко интегрируется в текущие бизнес-процессы организации.
Достижение поставленных целей: 
На текущем этапе проект подходит к завершению апробации, соответствует большинству ожиданий участников авторского коллектива при решении задач в реальных условиях функционирования. Доработка программного обеспечения ведется на основе предложений, замечаний и выявленных ошибок согласно плана-графика.
Дальнейшее достижение целей проекта включает в себя:
определение объема средств, необходимого для внедрения BI-инструмента и обучения сотрудников;
приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию инструмента BI-аналитики для создания интерактивных визуализаций в интересах граждан.
Социальная значимость и/или экономическая эффективность (в зависимости от типа проекта): 

Внедрение данного проекта позволяет оперативно и качественно готовить информацию для широкого круга заинтересованных лиц, проводить независимую оценку представленных данных

Реализация данного проекта позволит гражданам на основе представленных исходных данных проводить собственные исследования и получать подтверждение выводам аналитических отчетов органов исполнительной власти региона.

Положительно повлияет на уровень информационной открытости органа исполнительной власти и доверия граждан к предоставляемой им информации.

Актуальность, экономическая или социальная полезность: 

Концепция проекта соответствует государственной политике по развитию информационного общества. В том числе подпрограмме «Информационное государство» государственной программы «Информационное общество».

Реализация данного проекта позволит гражданам на основе представленных исходных данных проводить собственные исследования и получать подтверждение выводам аналитических отчетов органов исполнительной власти региона.

Положительно повлияет на уровень информационной открытости органа исполнительной власти и доверия граждан к предоставляемой им информации.

Адаптивность, стилистическое единство всех функциональных блоков:  Проект кроссплатформенный, адаптивный для различных устройств.
Масштабируемость, способность к взаимодействию с другими системами, мобильность:  Для работы с внешними источниками данных не требуется доработка исходных информационных систем. Приложение является DATA-комбайном: принимает и обрабатывает данные множества форматов, поддерживает подключение внешних истончиков данных. Поскольку работа генератора отчетов осуществляется в браузере без дополнительного программного обеспечения, вход в приложение может осуществляться с территориально удаленных рабочих мест.
Обоснованность применяемых проектных решений: 
Для выбора проектного решения был применен ряд требований и критериев:
-ИТ-проект должен быть реализован на базе отечественного программного продукта;
-в целях безопасности ведомственных данных развертывание платформы должно осуществляться на собственных серверных мощностях (варианты "по подписке" и SaaS исключались);
-применяемое программное обеспечение должно иметь низкий порог входа для овладения навыками использования;
-разработка дашбордов должна осуществляться сотрудниками без навыков программирования и знания языка запросов;
-ИТ-проект должен работать автономно от ведомственных информационных систем;
-принимать для обработки данные множества популярных форматов (xls, csv, xml и т.д.);
- формировать прямые ссылки и коды для вставки дашборда в другие информационные ресурсы (например, на официальный сайт региона или СМИ);
- позволять конечным пользователям дашборда получать агрегированные данные в интерактивном динамическом виде в нужных разрезах по представленным показателям, с возможностью получения исходных открытых данных.

Реализация ИТ-проекта основана на отечественном программном продукте, включенном в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России.
Платформа развернута на операционной системе Linux. В качестве сервера баз данных используется PostgreSQL.
Оригинальность, новизна, отличие от аналогов либо отсутствие аналогов: 
На уровне федерации активно развиваются информационные ресурсы, включающие интерактивные панели для пользователей, с детализацией информации до субъектов Российской Федерации (например, ЕМИСС, ГАС «Управление). В перспективе эти инструменты будут доступны региональным органам исполнительной власти для собственных задач. Но пока регламент их использования не определен (порядок доступа, выделенные ресурсы, допустимые источники данных).
Существуют федеральные и региональные ведомственные информационные системы с элементами встроенной аналитики. Данный вид аналитики зачастую не динамический, очень ограничен по параметрам, используемым для выборки данных, а также в элементах визуализации.
Также существует ряд универсальных BI-систем, которые можно применять "по подписке" или приобретать для встраивания в собственные ИТ-разработки, но они импортного производства и высоки по стоимости.
Отечественные решения в основном готовятся "по заказу" для определенных систем и целей (например, "электронный бюджет").
Оригинальность и новизна данного ИТ-проекта в его универсальности для различного вида задач без привязки к определенному перечню информационных систем, выступающих в качестве источника данных.
Соответствие дизайн-решения целевой аудитории:  Дизайн-решение для каждого дашборда в зависимости от его целей может быть любым. В цифровом решении существует большой выбор элементов (панели, тексты, индикаторы, диаграммы, таблицы и т.д.) и визуальных стилей. Также у каждого элемента есть "тонкая" настройка положения, оформления и поведения.
Юзабилити и полезность: 
Цифровое решение обладает всеми свойствами юзабилити.

Простота: без навыков программирования сотрудники министерства могут из "сырых" данных построить понятный и стилизованный отчет. Интерфейс генератора отчетов имеет интуитивный интерфейс и встроенные подсказки для каждого компонента. Для конечных пользователей управление данными покажется не сложнее, чем выбор товара в интернет-магазине по фильтрам.

Наглядность: Построенный дашборд сразу готов к просмотру. Сокращаются трудозатраты на проверку данных, поскольку на интерактивных визуализациях ошибки, допущенные при подготовке данных, становятся незамедлительно видны.

Полезность для граждан (заинтересованной общественности): Возможность на основе представленных исходных данных проводить собственные исследования, получать подтверждение выводам аналитических отчетов органов исполнительной власти. Информационная открытость, предоставление дополнительной информации повышают уровень доверия граждан к органам исполнительной власти региона.

Полезность для ОИВ: Опубликованным интерактивным дашбордом возможно "делиться" в социальных сетях, встраивать в страницы официальных сайтов региона и сайтов СМИ.
Гарантирую достоверность предоставленной в заявке информации. Подтверждаю, что организация не находится в состоянии ликвидации, банкротства, реорганизации (Только для организаций):  Да
Презентация проекта pdf:  Загрузить
Возврат к списку
нет доступа к комментариям Авторизоваться