Проекты
Конкурсные проекты

Трансформация библиотеки в цифровом пространстве


Тип участника::  ИП, Юр. лицо
Полное наименование организации/физического лица/авторского или творческого коллектива:  Краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова»
В лице (для организации или авторского/творческого коллектива указывается ФИО и должность руководителя):  Директора Егоровой Татьяны Ивановны
Интернет-сайт заявителя:  https://akunb.altlib.ru
Контактное лицо: ФИО:  Маргарита Николаевна Потупчик
Идея и краткое описание ИТ-проекта:  Проект направлен на комплексное решение задач оперативного, качественно нового уровня обслуживания пользователей, повышение востребованности, доступности и комфортности услуг, оказываемых библиотекой на базе специализированных программно-технических решений: внедрена версия САБ ИРБИС64+, что позволило расширить онлайн-услуги библиотеки (предварительная удалённая запись через сайт, электронный заказ книг, индивидуальное информирование через систему личного кабинета); внедрён модуль СК-ЕСИА  по удалённой записи в библиотеку (с подтверждённой учётной записью на портале госуслуг) через Единую систему идентификации и аутентификации; появилась возможность получения виртуального читательского билета в смартфоне; использование автоматических камер бронирования для самостоятельной выдачи литературы на дом.
Перечень решаемых задач: 

Работа в условиях определенных ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020-2021 гг., поставили перед библиотекой решение задач оперативного, качественно нового уровня обслуживания пользователей, повышение востребованности, доступности и комфортности услуг, оказываемых библиотекой, на основе онлайн-решений, бесконтактного обслуживания.

Описание функциональных возможностей и элементов проекта: 

В результате внедрения программно-технических решений в библиотеке пользователи библиотеки получили следующий функционал:

- доступ к электронному каталогу и базам данных;

- доступ к электронной библиотеке;

- оформление сдачи книг через станцию самостоятельной выдачи/сдачи литературы;

- сдача книг в круглосуточном режиме через станцию книговозврата;

- выдача книг на дом через автоматические камеры хранения;

- предварительная удаленная запись в библиотеку через веб-модуль на сайте библиотеки (для получения онлайн-услуг);

-удаленная запись в библиотеку через подтвержденную учетную запись портала госуслуг (ЕСИА);

- получение виртуального читательского билета в смартфоне;

- электронный заказ;

- индивидуальное информирование через систему личного кабинета.

Дата внедрения (в случае, если предполагается запуск проекта в эксплуатацию):  01.04.2021
Используемые платформы, средства разработки: 

Единый информационный комплекс библиотеки включает следующие компоненты:

- систему автоматизации библиотек (САБ) ИРБИС64+, вер. 19.1 со всеми обновлениями, в т.ч.: модуль шлюза www-сервера для доступа к ресурсам ИРБИС64+ через Интернет (Web-ИРБИС64+) (разработчик Ассоциация ЭБНИТ);

- модуль «СК-ЕСИА» для записи в библиотеку, имея подтвержденную запись на портале госуслуг (ЕСИА) (ООО «ЭйВиДи-систием»),

- модуль «СК-SIP2», который служит для поддержки работы специализированного программного обеспечения РФИД-оборудования с САБ ИРБИС64 по протоколу обмена данными «3M Standard Interchange Protocol Version 2.00» (ООО «ЭйВиДи-систием»);

- модуль виртуального читательского билета в смартфоне (ООО «Регион 38»);

- специализированное программное обеспечение РФИД-оборудования.

Стоимость разработки системы:  Стоимость приобретенного программного обеспечения (модулей); оборудования (РФИД-оборудования (камеры хранения автоматической MASTER (1 шт.), камер хранения автоматических Slave (3 шт.), станции самостоятельной книговыдачи UniBook MINI HF, универсальных рабочих станций (3 шт.), сканеров 2D); расходных материалов, в т.ч. РФИД-меток составила ок. 3,1 млн. руб.
Средний размер ежегодных затрат на эксплуатацию:  Около 1 (одного) млн. рублей (дальнейшая маркировка фонда РФИД-метками, ежегодная поддержка внедренных модулей)
Перспективы развития: 

Дальнейшее развитие видится в расширении возможностей для пользователей библиотеки: внедрение РФИД-системы «умных полок», расширение услуг в личном кабинете (организация системы электронной доставки документов, заказа на оцифровку изданий).

Имеется возможность трансформации IT-решений на муниципальный уровень, создания единой цифровой библиотечной системы обслуживания населения Алтайского края (единый читательский билет, объединенный каталог общедоступных библиотек края, электронный формуляр).


 

Достижение поставленных целей:  На данном этапе достигнута цель по внедрению онлайн-сервисов удаленной записи в библиотеку, удаленного заказа книг, самостоятельной со стороны  пользователей выдачи/сдачи литературы
Социальная значимость и/или экономическая эффективность (в зависимости от типа проекта):  Распространение цифровых технологий в библиотеках влияет на качественные изменения форм и методов работы, на способы коммуникации между библиотекарем и пользователем. В АКУНБ в течение апреля-августа 2021 г. в библиотеку удаленно записалось 228 человек и 231 пользователей оформили читательский билет в виде электронного приложения в смартфоне. У читателей есть выбор записи в библиотеку, выбор формы билета, пользователю предлагают современные инструменты, привычные при обращении в другие организации. Цифровизация существенно повышает оперативность предоставления услуг, положительно влияет на их качество и, следовательно, привлекает в библиотеки новых пользователей.
Актуальность, экономическая или социальная полезность: 

Экономическая полезность для граждан выражается в экономии временных и финансовых ресурсов на необходимость посещения библиотеки с целью предварительной записи для онлайн услуг, удаленной записью в библиотеку для получения всего спектра услуг, поиска и заказа книг.

В социальном аспекте обслуживание через станцию самостоятельной выдачи литературы, станцию самостоятельного книговозврата с использованием электронного читательского билета упростило и ускорило процессы выдачи и возврата изданий, повысило доступность и комфортность услуг, оказываемых библиотекой, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется возможность трансформации IT-решений на муниципальный , в первую очередь в библиотеках, которых идет создание модельных библиотек, их переоснащение по модельному стандарту.

Презентация проекта pdf:  Загрузить
Возврат к списку
нет доступа к комментариям