Трансформация библиотеки в цифровом пространстве
Тип участника:
ИП, Юр. лицо
Полное наименование организации/физического лица/авторского или творческого коллектива:
Краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова»
В лице (для организации или авторского/творческого коллектива указывается ФИО и должность руководителя):
Директора Егоровой Татьяны Ивановны
Контактное лицо: ФИО:
Маргарита Николаевна Потупчик
Идея и краткое описание ИТ-проекта:
Проект направлен на комплексное решение задач
оперативного, качественно нового уровня обслуживания пользователей, повышение
востребованности, доступности и комфортности услуг, оказываемых библиотекой на
базе специализированных программно-технических решений: внедрена версия САБ
ИРБИС64+, что позволило расширить онлайн-услуги библиотеки (предварительная
удалённая запись через сайт, электронный заказ книг, индивидуальное
информирование через систему личного кабинета); внедрён модуль СК-ЕСИА по удалённой записи в библиотеку (с
подтверждённой учётной записью на портале госуслуг) через Единую систему
идентификации и аутентификации; появилась возможность получения виртуального читательского
билета в смартфоне; использование автоматических камер бронирования для самостоятельной
выдачи литературы на дом.
Перечень решаемых задач:
Работа в условиях определенных ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020-2021 гг., поставили перед библиотекой решение задач оперативного, качественно нового уровня обслуживания пользователей, повышение востребованности, доступности и комфортности услуг, оказываемых библиотекой, на основе онлайн-решений, бесконтактного обслуживания.
Описание функциональных возможностей и элементов проекта:
В результате внедрения программно-технических решений в библиотеке пользователи библиотеки получили следующий функционал:
- доступ к электронному каталогу и базам данных;
- доступ к электронной библиотеке;
- оформление сдачи книг через станцию самостоятельной выдачи/сдачи литературы;
- сдача книг в круглосуточном режиме через станцию книговозврата;
- выдача книг на дом через автоматические камеры хранения;
- предварительная удаленная запись в библиотеку через веб-модуль на сайте библиотеки (для получения онлайн-услуг);
-удаленная запись в библиотеку через подтвержденную учетную запись портала госуслуг (ЕСИА);
- получение виртуального читательского билета в смартфоне;
- электронный заказ;
- индивидуальное информирование через систему личного кабинета.
|
Дата внедрения (в случае, если предполагается запуск проекта в эксплуатацию):
01.04.2021
Используемые платформы, средства разработки:
Единый информационный комплекс библиотеки включает следующие компоненты:
- систему автоматизации библиотек (САБ) ИРБИС64+, вер. 19.1 со всеми обновлениями, в т.ч.: модуль шлюза www-сервера для доступа к ресурсам ИРБИС64+ через Интернет (Web-ИРБИС64+) (разработчик Ассоциация ЭБНИТ);
- модуль «СК-ЕСИА» для записи в библиотеку, имея подтвержденную запись на портале госуслуг (ЕСИА) (ООО «ЭйВиДи-систием»),
- модуль «СК-SIP2», который служит для поддержки работы специализированного программного обеспечения РФИД-оборудования с САБ ИРБИС64 по протоколу обмена данными «3M Standard Interchange Protocol Version 2.00» (ООО «ЭйВиДи-систием»);
- модуль виртуального читательского билета в смартфоне (ООО «Регион 38»);
- специализированное программное обеспечение РФИД-оборудования.
|
Стоимость разработки системы:
Стоимость приобретенного программного обеспечения (модулей); оборудования (РФИД-оборудования (камеры хранения автоматической MASTER (1 шт.), камер хранения автоматических Slave (3 шт.), станции самостоятельной книговыдачи UniBook MINI HF, универсальных рабочих станций (3 шт.), сканеров 2D); расходных материалов, в т.ч. РФИД-меток составила ок. 3,1 млн. руб.
Средний размер ежегодных затрат на эксплуатацию:
Около 1 (одного) млн. рублей (дальнейшая маркировка фонда РФИД-метками, ежегодная поддержка внедренных модулей)
Перспективы развития:
Дальнейшее развитие видится в расширении возможностей для пользователей библиотеки: внедрение РФИД-системы «умных полок», расширение услуг в личном кабинете (организация системы электронной доставки документов, заказа на оцифровку изданий).
Имеется возможность трансформации IT-решений на муниципальный уровень, создания единой цифровой библиотечной системы обслуживания населения Алтайского края (единый читательский билет, объединенный каталог общедоступных библиотек края, электронный формуляр).
|
Достижение поставленных целей:
На данном
этапе достигнута цель по внедрению онлайн-сервисов удаленной записи в
библиотеку, удаленного заказа книг, самостоятельной со стороны пользователей выдачи/сдачи литературы
Социальная значимость и/или экономическая эффективность (в зависимости от типа проекта):
Распространение цифровых
технологий в библиотеках влияет на качественные изменения форм и методов
работы, на способы коммуникации между библиотекарем и пользователем. В АКУНБ в
течение апреля-августа 2021 г. в библиотеку удаленно записалось 228 человек и 231 пользователей оформили читательский билет в виде электронного приложения в
смартфоне. У читателей есть выбор записи в библиотеку, выбор формы билета,
пользователю предлагают современные инструменты, привычные при обращении в
другие организации. Цифровизация существенно повышает оперативность
предоставления услуг, положительно влияет на их качество и, следовательно,
привлекает в библиотеки новых пользователей.
Актуальность, экономическая или социальная полезность:
Экономическая полезность для граждан выражается в экономии временных и финансовых ресурсов на необходимость посещения библиотеки с целью предварительной записи для онлайн услуг, удаленной записью в библиотеку для получения всего спектра услуг, поиска и заказа книг.
В социальном аспекте обслуживание через станцию самостоятельной выдачи литературы, станцию самостоятельного книговозврата с использованием электронного читательского билета упростило и ускорило процессы выдачи и возврата изданий, повысило доступность и комфортность услуг, оказываемых библиотекой, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется возможность трансформации IT-решений на муниципальный , в первую очередь в библиотеках, которых идет создание модельных библиотек, их переоснащение по модельному стандарту.
|
Масштабируемость, способность к взаимодействию с другими системами, мобильность:
Вся
система построена на основе функционирующей в библиотеке САБ ИРБИС64. Все
оборудование, дополнительные модули, IT-решения
выбираются с учетом совместимости с данной автоматизированной
библиотечно-информационной системой.
Обоснованность применяемых проектных решений:
Для
реализации проекта использовано отечественное ПО, оборудование, IT-решения,
совместимые с автоматизированной системой, эксплуатируемой в библиотеке
Оригинальность, новизна, отличие от аналогов либо отсутствие аналогов:
В библиотеках Алтайского края отсутствует подобный единый информационно-технический комплекс: от регистрации книг в электронном каталоге, создания электронной библиотеки, автоматизации технологических процессов библиотеки (электронная книговыдача, автоматизированная инвентаризация) до электронных услуг для пользователей, в т.ч. обслуживания в режиме 24/7.
|
Гарантирую достоверность предоставленной в заявке информации. Подтверждаю, что организация не находится в состоянии ликвидации, банкротства, реорганизации (Только для организаций):
Да