Пресс-центр
Передача данных, как она осуществлялась или какая разница между факсом и телефаксом?

Передача данных, как она осуществлялась или какая разница между факсом и телефаксом?

01.03.2023
Передача данных, как она осуществлялась или какая разница между факсом и телефаксом?

В прошлой статье Федор Алексеевич Попов рассказал нам о том, как зарождался Интернет на Алтае. В данной публикации мы вернемся в период конца 1960-х годов и разберемся как организовывались работы в области построения многомашинных информационно-вычислительных систем на Алтае.

«Вообще проблема удаленного оперативного обмена данными между Кустовым Вычислительным Центром (КВЦ) АНИИХТ (НПО «Алтай») и др. предприятиями отрасли стала актуальной с момента создания КВЦ, т.е. с конца 1960-х годов. Нельзя не отметить, что в 1969 г. впервые были проведены сеансы дистанционного решения на них задач с использованием терминалов, установленных в Киеве и Москве. В дальнейшем осуществлялись: регулярная передача данных по линиям связи в г. Кемерово на завод «Прогресс»; обмен данными с ВЦ Министерства машиностроения, др. организациями. Фактически, с конца 1960-х годов существовала глобальная сеть передачи данных, один из сетевых узлов которой был расположен в Бийске, на КВЦ АНИИХТ.

Важный факт - работы в области построения многомашинных информационно-вычислительных систем проводились в НПО «Алтай» (АНИИХТ) с начала 1970-х годов, задолго до появления зарубежной вычислительной техники, главная цель которых была - интенсификации процессов автоматизации управленческой деятельности, проектирования и конструирования новых видов изделий, а также автоматизации управления их изготовлением и испытаниями.

Эти работы проводились в рамках различных отраслевых тем, при участии таких организаций, как ИК АН УССР (г. Киев), ИПМ АН СССР (г. Москва), Лаборатория Вычислительной Техники и Автоматизации (ЛВТА) ОИЯИ (г. Дубна, МО), ВЦ СО АН СССР (г. Новосибирск), Институт Прикладной Физики (ИПФ, г. Новосибирск), а также некоторых организаций др. отраслей оборонного профиля. Одним из результатов было создание на предприятии к концу 1970-х годов многомашинного вычислительного комплекса и терминальной сети, функционирующих на основе использования сетевых протоколов (модификация протоколов TCP/IP, известных позже как протоколы Интернет). Говоря другими словами, была построена и запущена в эксплуатацию одна из первых отечественных компьютерных сетей - корпоративная компьютерная сеть предприятия.

К середине 1990-х годов последний из отечественных компьютеров (суперкомпьютер Эльбрус- 1-2К) на предприятии был остановлен, а имеющиеся на этот момент ПЭВМ были объединены в рамках ЛВС. Фактически был ликвидирован и ВЦ. Высвободившаяся армия высокопрофессиональных специалистов в сфере ИТ еще с конца 1980-х начала рассредоточиваться по предприятиям и организациям города, часть из них ушла в сферу предпринимательства, в том числе и информационно-технологического.»

К числу «высвободившихся» тогда относился и Федор Алексеевич Попов. В результате в октябре 1991 г. Федор Алексеевич при участии сотрудников лаборатории БАЗОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ НПО «Алтай» Филиппова С.А. и Ерастовой Е.И. был создан второй на Алтае и первый в Бийске узел электронной почты Релком (домен telku.atai.su). Узел был запущен на базе Бийского Университета Технико-Экономических и Правовых Знаний, в этом же году на основе этого узла было создано предприятие под названием ЦИТЭК (Центр Информационных Технологиий и Электронных Коммуникаций, позднее – Бийск Телеком). Первыми абонентами Релком в Бийске стали Бийский хим. комбинат, НПО «Алтай» и ряд коммерческих организаций. Уже до конца года к узлу были подключены одно предприятие в г. Белокуриха (АЛТАЙКУРОРТ) и два – в Горно-Алтайске (торговая фирма А. Ефимова и одна из редакций местных газет). Этот узел существует и по настоящее время, но не как самостоятельная организация, а в структуре РОСТЕЛЕКОМа. Не обошлось и без юмористических ситуаций при внедрении ИТ в тот период. Одной из таких ситуаций поделился Федор Алексеевич.

«На начальных этапах внедрения Интернета на Алтае руководители большинства организаций, как государственных, так и крупных коммерческих относились к нему с большим недоверием и скепсисом. Вспоминаю разговор с одним предпринимателем, которому я пытался объяснить, что такое Интернет и зачем он нужен. Выслушав меня, он сообщил, что ему для решения его информационных задач и связи вполне достаточно факса. Когда в разговоре я употребил термин телефакса, он с презрением посмотрел на меня и сказал буквально следующее – Не знаешь разницы между факсом и телефаксом, а пытаешься рассказать мне про какой-то Интернет. Естественно, я поинтересовался, а в чем же разница? А в том, говорит он мне, что факс стоит у меня на столе, а телефакс – это такой же аппарат, но с телевизором. Пришлось мне уйти с позором».

   В дальнейшим пионеры Интернет на Алтае объединили усилия в направлении создания региональной научно-образовательной компьютерной сети, достигнув на этом пути существенных успехов. Но более подробно об этом – позже.


Поделиться:   

Возврат к списку